Причины поломки

Основные причины выхода из строя турбины:

1. Загрязнение масла

  • Масло для двигателя имеет большие абразивные элементы. При этом происходит быстрый износ подшипников в картридже турбины. Наблюдается множество следов от абразива на роторе и других элементах.Абразив появляется в масле из-за плохой фильтрации. Масляный фильтр негерметичен, его перепускной клапан пропускает абразив.Другая причина — это после ремонта не заменили грязное масло. Так как грязное масло блокирует фильтр.
  • Масло для двигателя имеет маленькие абразивные элементы. При этом загрязнении сильно изнашивается упорный подшипник и на роторе, опорные шейки.Основная причина образования мелких частиц – это некачественное масло, несвоевременная замена его.

2. Химические примеси в масле

Химические загрязнения приводят к повреждению опорных шеек ротора турбины. Наблюдаются признаки перегрева. Те же следы будут видны на внутренней стороне опорных втулок подшипников скольжения.

Химические изменения происходят по причине:

  • — попадания топлива в масло;
  • — избыток присадок в смазке;
  • — использование масла не соответствующего качества и спецификации.

3. Неисправности от перегрузки работы турбокомпрессора

  • Неисправности связанные с высокой температурой эксплуатации. Закоксовывается вал и образуется нагар масла на роторных шейках. На внутренней стороне крыльчатки ротора появляется вогнутость. В последствии могут образоваться глубокие трещены.Повышение температуры бывает из-за:
    • — неисправность охлаждающей системы. Малый уровень антифриза, а так же поломка термостата.
    • — неисправность ГРМ.
    • — в турбинах с собственной системой охлаждения появляются пробки воздуха, которые уменьшают количество проходящей в системе жидкости.
  • Неисправности связанные со сверхвысокими оборотами вала турбины. Сверхвысокие обороты вала турбины приводят к появлению трещинок на лопастях турбины. Увеличенные обороты ведут к разрушению лопаток ротора.Турбина набирает сверхвысокие обороты из-за:
    • — поломка в механизме регулировки турбины. Чаще всего ломается датчик давления воздуха закрепленный на впускном коллекторе.
    • — поломка байпасного клапана.
    • — заклинивание механизмов изменяемой геометрии турбины.

4. Турбина испытывает дефицит смазки

Недостаток смазки схож с химическим загрязнением. Вал и втулки подшипников скольжения меняют окраску на желтоватую или синевато-черную. Не устранив причины недостатка масла, можно разрушить ротор.

Недостаток смазки происходит из-за:

  • система смазки мотора неисправна, поврежден масляный насос, поломан редукционный клапан, забит фильтр масла;
  • в поддоне картера двигателя образовались отложения затвердевшей смазки и кусков материалов, случайно попавших туда.

При работе на холостом ходу давление масло будет в норме. При увеличении оборотов насос начинает всасывать загрязнённое масло из поддона. Забивается сетка на маслоприемнике, за тем падает давление масла. В это время мотор работает на максимальных оборотах и требует повышенного количества смазки. Это приводит к повреждениям деталей двигателя в том числе и турбины.

  • засор в маслопадающей трубке;
  • забиваются смазочные магистрали в корпусе турбонагнетателя.

5. Механические поломки турбин

  • Поломка компрессорного колеса посторонним твердым объектом. При попадании посторонних объектов в воздушные каналы, турбине может быть нанесен непоправимый урон. Любая металлическая или пластиковая деталь (болты, гайки, шайбы и т.п.) попав в магистраль быстро выведут из строя турбокомпрессор. Так как поломанная компрессорная крыльчатка, приводит к дисбалансу всего внутреннего механизма турбины.
  • Поломка компрессорного колеса посторонним мягким объектом. Мягкие объекты на носят не меньший урон чем жёсткие. Пластичные объекты (ткань, волокна, бумага и т.п.) попав в турбину вызывают дисбаланс ротора. Что в свою очередь уничтожает подшипники и втулки. Худший вариант развития событий излом вала.
  • Посечены лопатки компрессорного колеса. Пыль с песком и грязью попадая в каналы воздуховодов приводят к износу колеса компрессора. Происходит постепенный износ лопаток, а это приводит к уменьшению объема колеса и приводит к снижению мощности турбины.Основные причины попадания мелкодисперсных частиц негерметичность воздуховодов и воздушного фильтра, а так же системы вентилирования картера мотора.
  • Поломка турбины по горячей части посторонними объектами. Работая на сверхвысоких оборотах, турбина подвергается повышенной опасности при попадании в горячую часть любых предметов. Частицы металла, стружка, окалина, осколки деталей мотора несут огромную угрозу. Наиболее опасен отрыв колеса турбины. В турбинах с механизмом изменяемой геометрии, твердые тела могут разрушить лопатки, тем самым поломается механизм регулировки турбины.

6. Залет по горячей части

7. Залет по горячей части и высокая температура

8. Компрессорное колесо

9. Масляное голодание

10. Масляное голодание, перегрев вала турбины

11. Отличие: масло с примесями и без

12. Перегрев вала турбины

13. Повреждение изменяемой геометрии

14. Повреждение компрессорного колеса мягким предметом

15. Повреждение компрессорного колеса твердым предметом
 

16. Посеченное компрессорное колесо песком

17. Ротор (вал и колесо)

18. Чистое масло